В рамках исполнения муниципального контракта Вологодское производство ОАО «ВологдаТИСИЗ» в январе — апреле 2021 г. выполняло полный комплекс инженерно-строительных изысканий по объекту: «Мероприятия по очистке питьевой воды в ГП Красавино Великоустюгского района Вологодской области» с целью бесперебойного и качественного питьевого водоснабжения жителей г.Красавино и прилегающих территорий.
Особенностью объекта была его протяженность, она составила около 20 километров. Объект территориально охватывал крупный населенный пункт – город Красавино и ближайшие деревни, частично земли лесного фонда. Многочисленные малые и большие водные объекты стали настоящим испытанием для изыскателей. Одним из крупных была река Малая Северная Двина.
Проведение полевых работ совпало с установившейся в январе — феврале 2021 г. аномально-холодной и снежной погодой на территории Вологодской области. Минимальные температуры воздуха на территории ГП Красавино в феврале месяце опускались до -36,7 градусов. Высота снежного покрова местами достигала одного метра.
Отбор донных отложений для инженерно-экологических изысканий с реки Малая Северная Двина стал сложным процессом. Пробы воды в необходимом количестве и объеме отбирались оперативно, чтобы вода не замерзла и не испарился реагент, и в таком виде проба должна быть передана в испытательную лабораторию. Так как въезд на лед техники запрещен, то данный участок весь исколесили пешком. И с этой задачей изыскатели справились.
При промере глубин для инженерно-гидрометеорологических изысканий на Малой Северной Двине столкнулись с тем, что длины ледобура не хватало на всю толщину льда, толщина которого в некоторых местах достигала 3 метров, а вдоль берегов река промерзла до дна. Ножи приходилось постоянно затачивать и менять.
У топографо-геодезической экспедиции были свои трудности. В сильный мороз геодезические приборы (тахеометры, GPS) отказывались работать, так у тахеометра замерзал процессор, приходилось прекращать работы, чтобы не вывести прибор из строя. Технические характеристики предусматривают их работу не ниже -25 градусов. Низкие температуры вывели из эксплуатации автомобиль, пришлось неделю передвигаться пешком, перенося на себе приборы и оборудование.
Долгожданное после морозов мартовское солнце, преподнесло свои сюрпризы. Большие снега, образовавшиеся после обильных снегопадов, начали таять, лыжи топографов не скользили по талому снегу, проваливались. По утрам массивные снежные откосы вдоль улиц покрывались льдом. Поиск колодцев не обошелся без применения лопаты и лома. Топографы вспоминают: «В долгих поисках одного из знаков триангуляции пришлось пройти по лесу 5 километров, нашли, откопали его, а так как лес вокруг оказался слишком густой прибор не принял сигнал. Выбирались обратно по лесовозной дороге».
В тяжелых погодных условиях работала геологическая экспедиция. Геологи передвигались по лесу, утопая в снегу, шли пешком от скважины к скважине, перенося на себе оборудование, образцы. Образцы нельзя было проморозить, поэтому укутывали фуфайками, а вещмешки одевали под спецодежду.
Но, изыскатели, люди крепкие, закаленные, выносливые — они справились с поставленными задачами и передали результат работ проектировщикам. Времени, правда, потратили в разы больше, чем потребовалось бы для выполнения в благоприятный период года. Но, главное результат!